Самые суровые санкции. Что означают слова Трампа про Иран для Казахстана

Экспeрты oцeнили зaявлeниe прeзидeнтa СШA Дoнaльдa Трaмпa, в кoтoрoм oн пригрoзил пoтeнциaльным бизнeс-пaртнeрaм Ирaнa, пeрeдaeт Tengrinews.kz.

Пoлитoлoг Урaзгaли Сeльтeeв считaeт, чтo слoвa aмeрикaнскoгo лидeрa: «Любoй дeлaющий бизнeс с Ирaнoм нe будeт дeлaть бизнес с Соединенными Штатами», больше адресованы крупнейшим торговым партнерам Тегерана.

«В частности, они ориентированы на страны ЕС. Дело в том, что все долларовые транзакции в мире проходят через Федеральную резервную систему и находятся под американской юрисдикцией. Другими словами, США имеют возможность накладывать штрафы и блокировать счета любых компаний, осуществляющих долларовые операции. По сути, это можно расценивать как известный политический рычаг США, который косвенно задействуется для ограничения ядерных или военных амбиций других стран», — отмечает Уразгали Сельтеев.

Политолог убежден, что на Казахстан прямым образом антииранские санкции не повлияют.

«В поле зрения Вашингтона, скорее всего, будут крупные транснациональные компании. Товарооборот с Ираном у нас незначительный. Основную долю экспорта составляют железо и сталь — 63 процентов от общей линейки товаров в 2017 году», — говорит эксперт.

По словам Сельтеева, ситуация с выходом США из ядерной сделки с Ираном и введением санкций была вполне прогнозируемой и соответствующие риски, вероятно, учитываются правительством Казахстана.

«Судя по тренду на наращивание торгово-экономического партнерства между Казахстаном и Ираном, эти процессы продолжатся по обозначенному пути. Прорабатываются вопросы об облегчении визового режима для предпринимателей двух стран, устраняются ряд административных барьеров, упрощаются тарифы для увеличения товарооборота, заключаются соглашения о транспортировке грузов и реализации транзитного потенциала в целом.

Прямых рисков для казахстанских компаний нет, поскольку наши экспортные товаров не подпадают в санкционные списки. Однако, в любом случае, санкции осложняют социально-экономическую ситуацию в Иране. Соответственно, на этом фоне у конкретных казахстанских компаний могут возникнуть трудности с реализацией своих товаров в Иране», — предполагает Уразгали Сельтеев.

Казахстан поставляет в Иран зерно, сталь и удобрения. В свою очередь, из Ирана к нам завозят цемент, ковры, орехи, финики и виноград. Однако, в прошлом году товарооборот между Казахстаном и Ираном снизился. И, в связи с этим, как считает экономист Алмас Чукин, экономика РК не пострадает от санкции.

«Мы продаем в Иран товары на 500 миллионов долларов, покупаем на 60 миллионов долларов. Иран покупает у нас зерно. Но для Казахстана это, скорее, положительные санкции, чем отрицательные. Санкции на зерно не распространяются, ведь никто не запрещает нам торговать. Что касается импорта, то 60 миллионов это смешные и маленькие цифры, с точки зрения страны. Это как доходы базара «Алтын Орда» за 2 дня работы, — размышляет Алмас Чукин.

Эксперт отмечает, что санкции против Ирана целевые и не затрагивают те сферы, в которых Казахстан получает прибыль.

«Речь о стратегических направлениях и высоких технологиях. Санкции касаются научно-технической, нефтяной отраслей, банковского сектора. Например, нам нельзя покупать нефть Ирана. Но мы и не покупаем у Ирана нефть и не поставляем. На нас это отразится только в транзакциях с валютой, ведь, чтобы рассчитываться в долларах, в Иране нужны американские банки. Но санкции запрещают американским банкам обслуживать в Иране. Поскольку в долларах нельзя рассчитываться в Иране, надо переходить на евро или иен», — анализирует экономист.

По его словам, единственная причина, по которой санкции помешают планам Казахстана, это закрытие доступа к портам Ирана.

«Если бы у США были бы нормальные отношения с Ираном, мы могли бы построить транспортный коридор в Персидский залив, через который проходит 40 процентов мировой торговли. Сейчас попасть в Иран можно через Каспийское море, отправляясь из Актау, а также через Россию, кавказские горы. А если отправиться по железной дороге через Туркменистан, это упростило бы логистику. Но санкции закрывают путь к транспортному коридору. А других потерь из-за санкции, пока, нет», — заключает экономист.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.