«Помоется — и о пьянке забудет». Как мы парились в душевной сельской бане Чижа с Прылэпой и Левитаном

Нa   мaлoй рoдинe бeлoрусскoгo бизнeсмeнa Юрия Чижa, в   дeрeвнe Сoбoли нeт свoeй Зыбицкoй. Нeт здeсь клубoв, вoркaут-плoщaдoк, спoртзaлoв или кaфe. Вeчeр пятницы в   Сoбoляx тaк   жe нaсыщeн культурными сoбытиями, кaк втoрaя пoлoвинa пoнeдeльникa, втoрникa или любoгo другoгo дня нeдeли. Исключeниe   — суббoтa, кoгдa в   мeстнoй бaнe зaжигaeтся свeт   — и   мужики сo   всex угoлкoв нeпeрспeктивнoгo сeлa встрeчaются зa   oвaльным стoлoм рaздeвaлки. Oдни приxoдят бaнaльнo пoмыться, другиe   — пoгoвoрить, трeтьи   — «зaпoлнить внутрeннюю пустoту», чтoбы мeньшe мeстa для сивуxи oстaлoсь. TUT.BY съeздил нa   мaлую рoдину Чижa пoпaриться в   им   жe пoстрoeннoй бaнe, кoтoрую бизнeсмeну пoзжe пришлoсь aрeндoвaть, чтoбы тa   прoдoлжaлa рaбoтaть.



Бaня, кoтoрую пoстрoил Чиж

Бaню в   цeнтрe Сoбoлeй Юрий Чиж пoстрoил лeт 10 нaзaд. Дeрeвяннoe здaниe рaспoлaгaeтся нaпрoтив прoдуктoвoгo мaгaзинa. Oриeнтир   — высoкaя дeрeвяннaя скульптурa жeнщины с   кoрoмыслoм, кoтoрaя стoит у   зaбoрa. Aрт-oбъeкт сooрудил урoжeнeц Сoбoлeй, xудoжник Aнaтoлий Жeлудкo в   чeрныe для соболевцев времена, когда сама баня не   работала. Хотел, говорит, добавить к   скульптуре послание чиновникам: «Идите вы   в   баню»   — но   передумал. Замок на   деревянные двери парильни повесило местное ЖКХ, которому Юрий Чиж когда-то безвозмездно передал объект. Коммунальники посчитали, что содержать баню нерентабельно   — и   выставили ее   на   аукцион. В   результате бизнесмену пришлось взять ее   в   аренду, чтобы односельчанам было где помыться.


—   Сказал: «Сделаем   — и   пускай бесплатно люди моются»,   — вспоминает Анатолий Желудко и   добавляет,   — А   так где людям мыться?..   Ладно раньше как-то приноровились, в   ночвах (выдолбленное из   дерева широкое корыто. —   Прим. TUT.BY) мылись. Потом пришла цивилизация   — был у   нас душ на   ферме. Ходили люди туда, день стояли в   очереди. Но   этот душ перекрыли. Хорошо, [Чиж] помог.



«Деньги взять не   могу   — билеты закончились»

Так в   Соболях суббота вновь стала банным днем. За   зданием ухаживают сотрудники предприятия Чижа, которые охраняют туристический комплекс «Наш родны кут Cабалi», строительство которого возле трассы М1 заморожено. Мужики раз в   неделю топят баню и   проводят восстановительные работы. Уже почистили фасад здания, поменяли старый забор, заменили сайдинг на   деревянные доски.




Зимой баню начинают топить рано. Первый двухчасовой сеанс   — женский   — начинается в   16.00. Поэтому истопник Дмитрий Никитюк в   день нашего приезда на   объекте с   12.00. Пока баня работает только для своих, для соболевских. Платы с   сельчан не   берут.


—   Как-то женщина пришла и   протянула мне 10 рублей. Я   сказал, что деньги взять не   могу   — билеты закончились,   — улыбнулся истопник.



«Радзи Бога, пераходзь на   чыста беларуски»

В   нашу субботу в   баню пришла только одна женщина. Да   и   та в   парилку не   заходила. Помылась в   моечной   — и   ушла. Дмитрий не   скрывал своего разочарования: зря топил, что   ли?..



Художника Анатолия Желудко местные называют «Левитаном»   — в   честь художника-передвижника Исаака Левитана, который вдохновлялся идеями народничества. В   местном клубе Анатолий создал свою картинную галерею. Он   же   основал в   Соболях музей.


Есть в   соболевской галерее и   портрет нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич, которая после университета работала в   березовской районке

К   вечеру в   раздевалке начал собираться народ. Первым пришел Александр, которого в   народе кличут «Прылэпа». Родился в   Иваново, вырос в   Петрикове, зрелые годы провел в   Соболях. После переезда на   село Александру сложнее всего было понять местную «гаворку». Первое время нужен был переводчик:


—   Западные полешуки не   понимают восточных,   — объясняет Анатолий Желудко.


—   Они не   понимали, как я   начинал говорить, а   я   не понимал их,   — смеется Прылэпа. —   Вот, например, здесь «прымака» (зять, которого принимают в   дом жены. —   Прим. TUT.BY) называюць як? Прымак! А   у   нас   — «прылэпа».


—   Так поэтому вас Прылэпой прозвали?


—   Да. Я   рассказал об   этом своему швагру (брату жены. —   Прим. TUT.BY)   — и   прилэпилось.


По   словам Прылэпы, сложности в   общении у   него есть и   с   родным братом-полешуком, который живет в   Иваново:


—   Як   я   прыеду у   Иванава да   брата, то   ён   як начнэ пиз***олить (много говорить. —   Прим.TUT.BY)… Я   гавару: знаешь что, ты, радзи Бога, пераходзь на   чыста беларуски.


Прылэпа в   Соболях   — фигура заметная. Прежде всего благодаря сходству с   Александром Лукашенко. С   него Анатолий в   свое время нарисовал плакат крестьянина. Лик Прылэпы с   косой в   руках и   подписью «навэдэ порадок на   сэлэ» сначала украшал местную художественную галерею   — клуб, а   потом сарай в   музее народного быта. Место новой экспозиции портрета не   понравилось натурщику, о   чем он   не   устает напоминать творцу:


—   Анатоля портрэт мой вначале повесив на   клубу. А   потом снял. И   повесив де   мяне? Ля   хлява.


—   Он   обижен теперь на   меня. Претензии предъявляет: почему Александр висит не   на   клубе, а   на   хлеве?! Так он   ближе к   музею. Я   ж   не на   кладбище повесил,   — парирует художник.



«Леша пашет с   этими вилами и   лопатами. А   что ему в   этой жизни остается?»

Около 18.00 в   раздевалке собралось 10 мужиков. Компания своя, соболевская, но   разношерстая. Встретились, поздоровались, перекинулись парой слов, разделись, прошли в   моечную. Каждый взял по   нержавеющему тазику из   горки и   поставил на   деревянную лавку рядом с   мыльными принадлежностями. Фотографироваться не   хотят: ай, говорят, место не   то   — тут душа важна, а   не   внешность.


Дима парилку натопил знатно. Мужики уселись на   верхних полках и   ливанули на   камни воды с   экстрактом зеленого чая. Комната заполнилась горячим паром.


—   Пошло… —   протянул кто-то справа.


—   Уши береги… —   посоветовали слева.


—   Хорошо… —   с   придыханием добавили оттуда   же.


Обжигающий пар утих, «туман» спал и   комнату заполнили смех и   голоса полешуков. Вспоминали тех, кого в   тот день в   парной не   было, шутили над теми, кто был.




Опять плеснули воды. Опять тела окутал горячий пар. Опять голоса вытеснило шипение влаги на   раскаленных камнях.


Попарились, обмылись водой из   тазиков, ополоснулись и   вышли обратно в   раздевалку. Здесь беседа пошла живее. На   столе появились бутылки с   квасом, компотом, водой. Главную заповедь соболевской бани   — алкоголь не   употреблять   — здесь чтят. Обсуждали коррупцию в   Минске, столичных чиновников, которым продукты носили, ДТП в   Ивацевичском районе, где автомобиль сбил двух лосей, историю с мядельскими следователями. Поговорили и   о   сельских банях, которые массово позакрывали.


—   Баня для меня все,   — говорит Василий Копчейко. —   Здесь хоть пообщаться можно. А   так что?! Я   один живу. Вон иногда брат приедет, то   с   ним поговорю… В   бане мы   соберемся, погутарим. Да   и   вообще. Не   было бани, так в   корыте мылись. Но   какое   ж это мытье?!


—   Помнишь, як   мы в   школе мылись? —   добавил брат Василия Михаил. —   Очередь была…


—   В   школе я   работал кочегаром. У   нас был душ. Так к   нам приходили в   душ и   в   очереди стояли,   — объяснил Василий.


—   А   после баньки какой ритуал?


—   Чая попить. Раньше и   водочку пил. Давно это было.


—   Баня помогла излечиться,   — добавил Анатолий.


Анатолий искренне верит, что сельская баня обладает терапевтическим эффектом.


—   Люди душой хотят отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Вон Леша,   — Анатолий указал рукой на Алексея, которого местные называют Крючком,   — пашет с   этими вилами и   лопатами. А   что ему в   этой жизни остается? Никаких развлечений культурно-бытовых. Он   в   баню придет, помоется, вдохнет немного воздуха   — и   о   пьянке забудет даже.


—   Да,   — согласился Прылэпа, но   тут   же добавил:   — Но   после бани   ж нужно и   горло промачыты!


—   Ему это не   надо,   — парировал Анатолий,   — После хорошего пара у   него здоровый дух. А   так он   догоняется водкой потому, что ему не   хватает культурной…


Рассуждения Анатолия прервал Алексей, о   котором и   шла речь. Он   достал из   пакета коньячного вида фуфырик с   жидкостью темно-красного цвета. По   виду   — настойка. По   составу   — дешевое вино из   сельмага.


—   Вот сейчас коньячка (Алексей почему-то называет содержимое своей бутылки именно так. —   TUT.BY) потяну,   — улыбнулся Алексей, достал пробку из   своего графина и   «причастился». Сделал один глоток, вытер ладонью губы и   улыбнулся так, будто на   него благодать сошла. Тепло, которое волной разлилось по   телу Алексея, невидимыми каплями оросило и   присутствующих.


—   О… Бачыш,   — закивал головой Прылэпа.


—   Ну, его баня не   исправит,   — вздохнул Анатолий. —   Это не   панацея от   его болезненной тяги. Но   баня его дозу меньше сделает. Он   хоть что-то на   завтра оставит.


—   Алексей, оставите?   — уточняем.


—   100 процентов,   — подтверждает Алексей, упаковывая бутылку обратно в   пакет.


—   У   него внутри есть вакуум, пустота. Так пусть он   лучше его баней заполняет, а   не   водкой.


—   Алексей, чем вакуум лучше заполняется? Баней или водкой?


—   Баня лучше… Лучше баня,   — подтверждает Алексей, и   через секунду добавляет:   — Но   после бани раз в   неделю пару капель не   помешает.


—   Конечно, баня. После водки он   мучается, а   после бани   — здоровый,   — кивает Анатолий.



Женщина с   коромыслом, работы Анатолия Желудко

—   Александр, а   у   вас какой ритуал после бани? —   интересуемся у   Прылэпы.


—   У   Александра? Жену почухать,   — расхохотался Анатолий.


—   Что кому… —   психует Прылэпа.


—   Он   уже лет 20 не   пьет,   — объясняют отдыхающие.


—   С   2000-го! Считай, сколько это,   — эмоционально подтверждает Александр.


—   И   не   хочет. Ни   пива, ни   вина, ни   шампанского, ничего. Только курит. Прячется от   жены за   углом и   курит,   — вторят отдыхающие.


Мужики шутят, что Прылэпа бросил пить, когда недалеко от   Соболей в   ДТП попала фура с   шампанским. Деревенских позвали тогда собирать разбросанные по   округе ящики и   грузить в   новый полуприцеп. За   работу рассчитались товаром.


—   Напился на   20 лет вперед! —   смеются мужики.


История, которая стала частью сельского фольклора, имеет мало общего с   реальностью. На   самом деле на   решение Александра завязать с   пагубной привычкой повлияли тяжелые последствия одной давнишней попойки.


—   У   меня жонка в   магазине кочегарила и   на   ферме была дояркой. А   я   слесарем был. Я   всегда в   5 утра шел и   подкидывал (выпивал. —   Прим. TUT.BY), и   вечером шел последний с   дойки и   тоже подкидывал. Как-то шел пьяный по   мосту, упал   — и   все… Повыдергивали половину зубов. Потом и   остальные. Я   18 дней в   Бресте пролежал загипсованный. А   потом уже сказали выбирать: или роби, или пий.




Баня в   Соболях официально работает до   20.00. А   по   факту   — парит до   последнего клиента. Двух часов мужикам хватило. Помылись, выговорились, собрались и   разбрелись кто куда. Некоторые продолжили вечер в   доме родителей Анатолия. В   тот день его отец, Иван Антонович, праздновал день рождения. Для гостей хозяева оставили стол с   полесскими яствами: пальцем пханой колбасой, домашними голубцами, мясной нарезкой и   тарелку товканыци   — так в   Соболях называют запеченное пюре с   хрустящей корочкой.


—   Жалко мне ваше поколение,   — бросил на   прощание Иван Антонович. —   Я   в   свое время всю Россию объехал. На   целину столько народа ехало… Все вместе, всё вместе. Весело, душевно… А   у   вас что? Часто собираетесь?..


…А в   бане тем временем погас свет. За   ней уснули хаты. Белорусская Диканька исчезла во   тьме, будто ее   здесь никогда и   не   было. И   если   бы черт той ночью украл месяц, никто   бы из   местных пропажи не   заметил   — лишь   бы не   баню.

 

Теги: Брест, Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.