«Студент тут человек уважаемый». Белорус поступил на бюджет в польский вуз и страшно этим гордится

Пaвлу Бoрисюку 19 лeт. Лeтoм брoсил фaкультeт приклaднoй мaтeмaтики БГУ и   пoступил в   Вaршaвский пoлитexничeский унивeрситeт. Экзaмeны сдaл нeплoxo, учится бeсплaтнo. Гoрдится   — стрaшнo. В   дeкaбрe устрoился прoгрaммистoм в   IT-кoмпaнию, нaчaльный oклaд oкoлo 800   eврo. В   рeдaкцию нaписaл сaм: «Я   прoшeл дoстaтoчнo интeрeсный путь»,   — oбъяснил oн, пoчeму зaxoтeл пoдeлиться свoeй истoриeй с   читaтeлями TUT.BY.



Фoтo из   личнoгo aрxивa Пaвлa Бoрисюкa.

С   Пaвлoм связывaeмся пo   скaйпу. Oн   тoлькo из   «трeнaжeрки», дo   этoгo был вoсeмь чaсoв нa   рaбoтe.


—   A   унивeр?


—   Тут этo нe   oбязaтeльнo,   — oтвeчaeт мoлoдoй чeлoвeк. —   Всe лeкции прeпoдaвaтeли выклaдывaют в   интeрнeт. Я   с   вeчeрa рeшaю: eсть смысл идти нa   зaнятия или нeт. Сeгoдня мoжнo былo прoпустить.


Пaшa рoдoм из   Минскa. С   сeнтября живeт в   Вaршaвe. Пoльский знает нормально, хотя учил с   нуля. Рассказывает, что поступать в   Европу с   детства настраивала мама. Жить, говорила, нужно в   стране, где родился, а   высшее образование получать за   границей. Зачем? Хотя   бы для того, чтобы повидать мир.


Мама предложила Паше попробовать сферу   IT и   подарила занятия по   программированию от   ПВТ. Сын закончил курсы java-разработчика, разработчика на   android   — и   нацелился на   факультет прикладной математики БГУ. Сдал ЦТ, прошел.



«Проезд для студентов тут наполовину дешевле,   — отмечает Павел. —   Один проездной действует на   все виды городского транспорта. Купил недавно стразу на   три месяца   — заплатил где-то 40 долларов». Фото из   личного архива Павла Борисюка.

—   Пришел на   айтишный факультет. Ожидаю, что там будут современные личности. Я   не   говорю уже про компьютеры,   — не   скрывает эмоций собеседник. —   Задает преподаватель написать программу. Приношу работу, он   мне: «Тебе два». Спрашиваю: почему? Отвечает: нужно по-другому. Дает свое решение, уверяет   — так заработает быстрее. Ввожу его данные   — все движется, как черепаха. Но   доказать это преподавателю невозможно.


И   это не   все.


—   Нам постоянно говорили: вы   самые крутые ребята страны,   — голос Павла звучит гордо. —   А   ты   заходишь в   универ и   ощущаешь, что тут ты   теряешь свои права.


—   В   смысле?


—   Сидим на   паре, одногруппник говорит преподавателю: «Не   понимаю», тот отвечает: «Не   разберешься, пойдешь на   пересдачу» или еще хуже   — «Не   сдашь, останешься без стипендии».



«Вспомнил, ходил на   День воли, нашел старые фотки. Думал, отошлю, скажут   — приезжай»


Заметки на   полях. «В   государственных вузах никто из   поляков не   учится платно, тут такого просто нет,   — отмечает Павел. —   А   стипендия у   студентов примерно 280 долларов». Фото из   личного архива Павла Борисюка.

Паша закончил семестр, а   потом влюбился. Девушка училась в   Польше. Молодой человек съездил к   ней в   университет, «почувствовал, что студент здесь человек уважаемый» и   решил: жизнь требует перемен.


—   Я   понял, по-любому хочу учиться в   Польше,   — рассказывает Павел. —   Стал искать варианты, и   тут мне попалась информация о   стипендии, которую дают студентам, отчисленным по   политическим мотивам. Вспомнил, как-то ходил на   День воли, нашел старые фотки. Думал, отошлю, там посмотрят, скажут   — приезжай. А   мне ответили: попробуйте что-то другое, эти стипендии уже не   выдают.


Месяц поисков, и   Павел наткнулся на   свод законов об   образовании Польши   — «мелким шрифтом 50 страниц». Все внимательно прочитал и   узнал: в   Варшавском политехе есть программа для людей без гражданства   ЕС.


—   Они предлагают бесплатное образование на   конкурсной основе,   — озвучивает условия Павел. —   Смысл его, чтобы студенты позже вернулись в   свои страны и   помогли им   в   развитии. Единственный денежный вопрос: 200 долларов, которые нужно заплатить, чтобы сдавать экзамены.


Сдавал Павел математику и   физику. Первый предмет сам неплохо знал, со   вторым помогал репетитор. Из   двухсот возможных набрал 120 баллов   — и   поступил на   факультет электроники и   информатики.


—   Работы не   сложные, но   есть психологический момент: оба предмета сдаешь в   один день. С   разницей где-то в   час,   — указывает Паша на   нюансы поступления. —   Экзамен состоит из   шести заданий, примеры которых можно найти на   сайте вуза. Когда готовился к   ЦТ, преподаватели повторяли: тестирование   — это одно, а   математика   — другое. А   здесь ты   к   поступлению учишь то, что потом пригодится на   занятиях.


Теперь Павел первокурсник Варшавского политехнического университета. В   октябре у   него начались занятия. Об   учебе на   новом месте рассказывает с   интересом и   где-то даже восхищением.


Лекции ребята выбирают сами, поэтому групп, как у   нас, там нет.


—   Если ты   нормально знаешь предмет, на   лекции можно не   ходить. И   не   нужно трястись, отметили тебя или нет,   — первое, на   что обращает внимание студент. —   Главное потом экзамены сдать. Если что-то не   понятно, преподаватель собирает факультатив и   все тебе объясняет.


Преподаватели, отмечает студент, довольно молодые. В   основном   — лет сорока.


—   Тут не   отчисляют и   не   восстанавливают: завалил семестр   — начинай заново,   — продолжает он. —   Учись хоть всю жизнь. В   коридорах как-то пересекся с   мужчиной лет тридцати. Думал, преподает, потом заметил: сидит со   мной на   лекции, к   конспекту что-то помечает.



«И   ты   чувствуешь, что это ты   выбираешь, а   не   тебя»


«В   Польше отсутствует срочная военная служба, поэтому парням совсем не   обязательно поступать в   универ сразу после школы,   — рассказывает Павел. —   Учиться тут идут, когда чувствуют в   этом необходимость. Как-то спросил у   старшего программиста, который меня рекрутировал: „Важно   ли для кандидата, которого вы   принимаете на   работу, наличие высшего образования?“ Он   ответил, что нет. Главное, чтобы ты   был хорош в   своей сфере. И   я   вспомнил, в   резюме не   было ни   одного вопроса, связанного с   образованием. А   когда заполнял аналогичную анкету в   белорусскую компанию, там таких вопросов было много. Интересовались даже, какой предмет мне нравится больше всего, и   какая моя минимальная оценка». Фото из   личного архива Павла Борисюка.

Первые экзамены ждут Пашу в   январе. А   пока он   пробует совмещать учебу с   работой.


—   Мама сказала, что каждый месяц готова высылать мне 150 долларов на   еду и   100   евро на   общежитие,   — рассказывает молодой человек. —   На   это можно было скромно жить, но   я   понимал: нужно работать. Во-первых, потому что давно хочется, во-вторых, это необходимость.


В   университете, продолжает Павел, постоянно устраивают «торги працы». Факультет заставлен стендами, рядом с   ними   — люди, которые чуть   ли не   заставляют студентов оставить им   резюме. Даже подарки за   это предлагают: одни термосы дают, другие   — дроны разыгрывают.


—   И   ты   чувствуешь, что это ты   выбираешь, а   не   тебя,   — делится впечатлениями студент. —   Программирование я   люблю, делать это умею, поэтому написал резюме в   три компании. Прошел у   них тест по   языку java   — и   тишина. Думал, не   позвонят.


Но   позвонила девушка из   фирмы Bluesoft   — крупной, по   словам Павла, польской IT-компании. Позвала на   собеседование. Претендентов на   места было 60, отобрали   — 10. Белорус среди них.


—   А   у   меня за   день до   встречи   — собеседование на   карту поляка,   — продолжает парень. —   Я   мотнулся в   Минск, ночь не   спал, все сдал, приехал   — и   сразу пошел в   компанию. Сажусь в   кресло… Хорошо, до   этого посмотрел, как будет по-польски функция, выход функции и   другие важные понятия. Выкрутился. Мне кажется, они даже не   сразу поняли, что я   белорус. Послушали   — и   пообещали перезвонить.


И   перезвонили. Сейчас у   Павла оплачиваемая стажировка.


—   Разрабатываю прикладное программное обеспечение,   — рассказывает он   о   своей работе. —   В   нашей команде пять человек. И, что приятно, все, кроме меня, магистранты. Только я   первокурсник, еще и   из   другой страны.


—   Вы   рады?


—   Конечно, четыре года я   в   сфере IT, и   не   получить работу было   бы унизительно. Месяца через 2−3, когда стажировка закончится, зарплата должна увеличиться раза в   два.


—   У   нас обычно не   любят хвастаться заработком.


—   А   я   не стесняюсь. Если   бы я   зарабатывал 50 долларов, меня   бы это смущало. А   800 для студента очень даже неплохо.


Из   общежития Павел переехал в   квартиру. Двушку с   хорошим ремонтом снимают на   троих. Стоит это   — 200 долларов в   месяц.


—   Не   скучаете по   Беларуси?


—   Честно? Нет. Думаю, если я   с   дипломом вернусь назад в   Минск, это будет шаг назад.


—   Почему?


—   Часто у   нас говорят: нечего ехать за   границу. Приедете и   что будете там делать? Посуду мыть? А   я   никого не   послушал, поехал и   поступил. В   Беларуси считается, если ты   не   такой как все   — ты   выскочка, а   тут быть другим   — круто! Но   я   не хвастаюсь тем, что сделал. Просто на   своем примере хочу показать, когда ты   чего-то очень хочешь и   все для этого делаешь,   — это будет. Главное не   сидеть на   месте.



Если Вы   молодой, амбициозный, учитесь или работаете за   границей, хотите и   можете интересно рассказать о   своих успехах, пишите нам panteleeva@tutby.com.


 

Теги: Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.